Флёрдора́нж или восковые свадебные цветы - Форум коллекционеров старинного стекла
Клуб коллекционеров старинного стекла
Главная | Флёрдора́нж или восковые свадебные цветы - Форум | Регистрация | Вход
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Есаул 
Форум » Обо всём » Хобби и увлечения » Флёрдора́нж или восковые свадебные цветы
Флёрдора́нж или восковые свадебные цветы
heiybrДата: Пятница, 20.05.2016, 10:25 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 265
Награды: 0
Статус: Offline
Доброе утро! Мой интерес к восковым цветам зародился давно. Дело в том, что в моей семье хранится свадебная фотография, на которой моя бабушка в венце, выполненном из воска. Я стала собирать информацию. Оказалось, что искусство изготовления свадебных восковых цветов пришло в Россию в дореволюционное время из Европы. Разумеется, украшение было дорогостоящим, поэтому доступным лишь людям состоятельным. Назывались такие венцы и букетики флёрдоранж.
"Флёрдора́нж, флёр д’оранж (фр. fleurs d’orange — «цветок апельсина») — белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые)".
"Померанцевый цветок — традиционная часть свадебного убора невесты, например, в виде венка или же свадебного букета".
«Флёрдоранж (от фр. fleurd'orange – цветок апельсина) или флёр-д’оранж – неотъемлемая деталь подвенечного наряда европейской невесты, символизи-рующая ее невинность и целомудрие, появившаяся вместе с модой на белые венчальные платья, примерно в 30-х годах XIX века».
Изготавливали флёрдоранж из мелких, как жемчуг шишечек, из пчелиного воска, а позднее из парафина. Из таких шишечек собирали пучки, веточки и даже листья. А потом из всего этого свивали венок, собирали по букетику жениху и невесте. Жених закреплял букет в петлице пиджака, в кармашке, либо просто на рубашку над сердцем.
Считается, что модой на обязательное присутствие флёрдоранжа в свадебном наряде европейцы обязаны Вальтеру Скотту. В его рыцарском романе «Айвенго» было упомянуто, что невесты прежних времен обязательно были украшены цветом померанцев.
Венки флёрдоранжа так же делались из искусственных материалов, тща-тельно имитируя настоящие бутончики и цветки, и украшали прически невест в волосах или вместе с фатой из блондов – расшитой кружевными узорами тюлевой сетки. Постепенно флёрдоранж стал обозначать только венок на голове невесты, и сегодня мы можем видеть в его составе крохотные белые розочки, лилии, цветы мирта.
В флёрдоранжевый гарнитур входили венок, брошь для пояса (или для выреза декольте) и веточки для украшения рукавов платья.
Их после свадьбы укладывали на бархатную подушечку и ставили на камин под стеклянным сферическим колпаком в память о свадьбе.
Занимались изготовлением цветов дома или организовывали небольшие артели.
Традицию на флердоранж ввела королева Британии Виктория (это с ее легкой руки венчальный наряд стал белоснежным).
Королева Виктория может по праву считаться родоначальницей свадебной моды. Многие свадебные традиции, которые являются классикой не только в Европе, но на сегодняшний день и в России, берут свои истоки с одной из самых громких свадеб XIX века — свадьбы королевы Великобритании Виктории и принца Альберта. (10 февраля 1840 г.)
При королеве Виктории фата символизировала чистоту и непорочность ее обладательницы. Ее фату украшал флердоранж, жемчужинки и горный хрусталь. Фату было принято передавать из поколения в поколение.
С тех пор уже сто с лишним лет флердоранжем, словно драгоценными камнями, украшают платья вступающих в брак, вплетают в прически и венки, вставляют в букеты.
С начала XX века флердоранж начал уступать позиции букетам из других цветов в руках невест.
В модных журналах того времени можно встретить разнообразные варианты использования флердоранжа – на шляпках, в качестве венка, в руках невесты.
Так же существуют открытки, изображающие невест, наряды которых украшены флердоранжем.
Невеста 20–30-х годов XX в. одета в белое очень простое платье, часто прямое по покрою, длиной чуть ниже колена. Идеал красоты – стройная, жи-вущая активной жизнью и занимающаяся спортом девушка. На очень короткие волосы наброшена фата, поверх фаты надет флер д`оранж.
После Первой Мировой войны на пике популярности были белые розы, к 30-м годам их сменили каллы, а флёрдоранж практически исчез из свадебного обихода.
С XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).
Венок был обязательным элементом убора невесты и встречался, как правило, в дворянской свадьбе, выполнялся из искусственных цветов, сделанных из воска. В Государственном музее Л.Н. Толстого хранятся венец и свечи С.А. Толстой.
Жених посылал невесте в день венчания шкатулку, в которой лежала фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, набор гребенок, духи, иголки, булавки.
Светские приличия того времени требовали, чтобы гости начинали разъ-езжаться уже во время застолья и угощения, поэтому невеста могла подарить гостям бонбоньерки (изящные коробочки со сладостями), к которым прилагались букетики из померанцевых цветов или же просто веточки цветов из наряда невесты как скромный символ их причастия к торжеству.
В дореволюционной России свадебные обряды в крестьянской и дворянской среде имели довольно резкие различия. Венцы из воска, благодаря доступности материала и простоте изготовления, постепенно стали появляться не только в аристократической среде, но и у крестьян.
По имеющимся сведениям, мода на флердоранж не обошла и Самару. На фотографиях к. XIX-н. XX вв. можно увидеть невесту, наряд которой украшен такими восковыми цветами.
Просматривая фотографии, можно определить, что украшения и венец из флердоранжа существовал на протяжении достаточно длительного времени практически повсеместно.
Например, в Западной Сибири изготавливали венок из проволочной основы с восковыми цветами, очень мелкими и разноцветными. Готовили «жуток», т.е. обруч из металла толщиной 1,5–2 см, который обвивали разноцветными лентами.
На Украине бытовал «венок из бумажных цветов. При изготовлении таких цветов часто использовали парафин».
Мастерская "ЦвЕты" (Дом Ремесел. Заповедника народного быта, г. Ива-ново, Ивановская область) занимается проведение различных семинаров и мастер-классов, в частности и по изготовлению цветов из воска. Руководит курсом Пешина Татьяна: «Цветы - свадебный венец невесты. Ударение ставят на первый слог. В Пермском крае такой венец называли также Светы. Готовили Цветы из мелких, как жемчуг шишечек, из пчелинного воска, а позднее из парафина".
Восковой венец встречается и в советском кино. Так, в фильмах «Человек в футляре» (1939 г.), «Свадьба» (1944 г.), «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.) головной убор невесты состоит из фаты и флердоранжа.
Таким образом, восковые свадебные венцы были распространены повсеместно. Мода на восковые свадебные украшения испытывала чередующиеся периоды подъем и спада, а к середине XX в. исчезла практически полностью.

Если кто-то из форумчан обладает информацией о таких восковых украшениях и захочет ей поделиться буду очень признательна!

В.Пукирев."Неравный брак"




$IMAGE3$

Свадебные цветы с косами. с.Деево, Свердловской обл.фото- архив отделения народной семейной психологии «Повивальня» УрУРНК.


Прикрепления: 0149971.jpg(107Kb) · 7536457.jpg(52Kb) · 1067094.jpg(79Kb) · 3294164.jpg(52Kb)


Сообщение отредактировал heiybr - Пятница, 20.05.2016, 10:38
 
Форум » Обо всём » Хобби и увлечения » Флёрдора́нж или восковые свадебные цветы
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Steclub.ru © 2011 - 2016

Суббота, 10.12.2016г.