*
1
* Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ) - Форум коллекционеров старинного стекла
Клуб коллекционеров старинного стекла
Главная | Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ) - Форум | Регистрация | Вход
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Есаул 
Форум » Полезная информация » Фарфоровые заводы/ фабрики » Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ) (Он же в СССР Ленинградский Фарфоровый Завод (ЛФЗ))
Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ)
@lex_sДата: Среда, 29.06.2011, 18:17 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 114
Имя: Алексей Шипилов
Награды: 0
Статус: Offline
Ломоносовский фарфоровый завод — первый фарфоровый завод России, и этим все сказано. Он самый старый российский фарфоровый завод (создан в 1744 году) и самый лучший, что неудивительно. Ведь это Императорский фарфоровый завод, рука не поднимается написать "бывший Императорский". Он был создан Русские наперстки по приказу императрицы Елизаветы для того, чтобы изготавливать фарфор для царского двора. Его маркировки это подтверждают, ведь со смертью очередного царя менялась и маркировка. Но самая первая, как ни странно, была не императорская, она представляла собой букву W и год изготовления, например, 1749, как на чашечке с виноградными гроздьями и листьями. Eсли вдруг у вас окажется фарфоровый предмет с такой маркировкой, то вы счастливчик, ведь таких маркированных изделий в мире всего только девять, семь из них хранятся в музеях России, два в частных коллекциях. Это самые дорогие на свете вещи, по крайней мере, для любителей русского фарфора. Так вот о чашечке, она не случайно украшена виноградом и маркирована буквой W, ее автор сам Дмитрий Иванович Виноградов — отец русского фарфора. Это уникальный человек: талант, помноженный на образованность. Родился он в Суздали в 1720 году в семье протопопа, отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому отдал его в Славяно-греко-римскую академию (так называемые Спасские школы), расположенную на территории московского Заиконоспасского монастыря. Там Виноградов познакомился с Ломоносовым, он был еще ребенком, ему не было и 13 лет, а Ломоносов был уже юношей девятью годами старше. Судьба навеки связала этих двух людей: и в юности они шли рука об руку и после смерти спаяны накрепко, ведь дело всей жизни Виноградова — Порцелиновый завод назван Ломоносовским фарфоровым заводом. Это еще один пример загадочности русской души, почему завод не назвали Виноградовским, я понять не могу.
После окончания академии друзья попали в Петербург, где учились в Петербургской академии, завершили образование они в Германии, сначала в Марбургском, а затем во Фрейбергском университетах.
После возвращения Виноградова в Россию в 1744 году, императрица направила его на только что основанный в Петербурге Порцелиновый завод. Там ему пришлось биться над разгадкой секрета фарфора.
Как известно, впервые фарфор был изобретен в Китае в VII-VIII веках. В Европу купцы завезли фарфор в XII веке и с тех пор европейцы тщетно пытались разгадать его тайну.
В России самой ранней китайской фарфоровой вещью считается сулея (сосуд для вина) царевича Ивана, сына Ивана Грозного.
Несколько столетий формула фарфора оставалась неизвестной европейцам, и вот двое ученых химик Бетгер и физик Чирнхауз, наконец, узнали ответ. В 1710 году в Саксонском городе Мейсене была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура. С тех пор Мейсен звучит, как музыка, в ушах тех, кто влюблен в фарфор. Мейсенский фарфор XVIII века коллекционируют только весьма состоятельные люди, простым смертным это не по карману, они могут лишь любоваться мейсенским чудом в музеях.
Еще Петр I хотел завести в России свое фарфоровое производство, он даже подкупал китайцев, чтобы овладеть секретом, но при его жизни русского фарфора не удалось создать. При Елизавете в Россию был приглашен иностранный специалист по фамилии Гунгер, который оказался мошенником, вот тогда к работе и привлекли Виноградова. Молодому ученому (ему было 24 года) предстояло не только найти химический состав фарфоровой массы, но и организовать производство, что было непростым делом. Виноградов сочетал в себе талант теоретика и практика, что встречается не так уж часто. Через много лет Виноградов писал: "каким трудностям дело порцелина подвержено есть". Как настоящий ученый Виноградов создал монографию "Обстоятельное описание чистого порцелина". Этот труд дошел до нас не полностью, самые главные части исчезли, видимо их украли, чтобы использовать в другом производстве.
Что касается терминов. Слово порцелин означает поросенок (porcellino по-итальянски). Так сразу и не поймешь, почему. Просто фарфор напоминал морские раковины, вынутые из воды, в свою очередь похожие на поросят. Слово порцелин до сих пор употребляют в Европе. В России слово фарфор произошло, видимо, от арабского слова "фахфури", что означает императорский, так на востоке называли самый лучший фарфор, предназначенный для высочайших особ.
Виноградов умер в 1758 году, а в 1765 году "Порцелановая ее величества мануфактура" получает новое название "Императорский фарфоровый завод". В основном завод работал для царской семьи и знатных заказчиков: отсюда высочайшее качество фарфора и его отделки. После революции 1917 года завод переименовали в "Государственный фарфоровый завод", в 1925 году в связи с 200-летием академии наук, заводу присвоили имя Ломоносова (странная, на мой взгляд, логика). Ломоносов — гениальный русский ученый, много сделавший для России, но завод было бы логичнее назвать им. Виноградова, но этого не случилось.
Наперстки Ломоносовского фарфорового завода

Сейчас качество изделий Ломоносовского фарфорового завода остается на высочайшем уровне, заложенном еще Дмитрием Виноградовым. В последнее десятилетие среди других замечательных изделий появились и фарфоровые наперстки. Они очень изящны и красивы, на каждом имеется клеймо ЛФЗ, они такие тонкие, что их страшно держать в руках, качество фарфора превосходное. Все наперстки, кроме одного, изготовлены из твердого фарфора в разных формах: колокольчик, шлем, купол, короб. Темы росписи весьма разнообразны, самая известная — это "Кобальтовая сетка", ручная роспись с золотом — фирменная роспись ЛФЗ. Один наперсток стоит особняком — это роза. И наперсток, и роза выполнены из костяного фарфора вручную — наперсток методом ручного литья, роза вылеплена. Метод ручного литья: в гипсовую форму заливают жидкую фарфоровую массу (шликер), гипс впитывает в себя воду из шликера и постепенно на стенках формы образуется плотный фарфоровый слой. В отличии от западных заводов, на которых цветы отливают или отминают в фарфоровых формах, у наперстков ЛФЗ каждая роза уникальна, так как лепится вручную, и поэтому цветы никогда не повторяются.




"Кобальтовая сетка"



"Роза"
(наперсток с лепниной)
Форма: сувенирная
32x22мм
костяной фарфор
ручная работа



" Бабочки"
Форма: шлем
30x25мм
фарфор



" Храм"
Форма: купол
24x22мм
фарфор



"Рождество"
Форма: короб
25x22мм
фарфор



" Фрегат"
Форма: колокольчик
25x20мм
фарфор



Клеймо ЛФЗ
Прикрепления: 4926533.jpg(18Kb) · 0872886.jpg(4Kb) · 5103677.jpg(4Kb) · 4110958.jpg(5Kb) · 1387896.jpg(3Kb) · 3698468.jpg(2Kb) · 5320365.jpg(18Kb) · 1385843.jpg(11Kb) · 8950881.jpg(2Kb)


Приму в дар, обменяю, куплю старинные рыболовные блесны, крючки и др. рыболовные принадлежности.

Сообщение отредактировал @lex_s - Четверг, 30.06.2011, 08:21
 
ШтирлицДата: Суббота, 29.11.2014, 23:04 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 3879
Имя: Игорь
Награды: 8
Статус: Offline
Тарелку ЛФЗ кто-то из Метрополя потянул.

Прикрепления: 3845395.jpg(71Kb)
 
ШтирлицДата: Четверг, 11.12.2014, 21:45 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 3879
Имя: Игорь
Награды: 8
Статус: Offline
Кружка "Молоко" по модели Н.Я. Данько 1920-22 гг



Горчичница "Старуха"

Прикрепления: 3952837.jpg(110Kb) · 5373250.jpg(16Kb)
 
ШтирлицДата: Суббота, 20.06.2015, 23:17 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 3879
Имя: Игорь
Награды: 8
Статус: Offline


Прикрепления: 0327232.jpg(41Kb) · 0673488.jpg(39Kb) · 3920533.jpg(28Kb)
 
ШтирлицДата: Суббота, 26.09.2015, 17:13 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 3879
Имя: Игорь
Награды: 8
Статус: Offline
Чашка с дефектом с дарственной надписью.





Прикрепления: 5142342.jpg(38Kb) · 8409807.jpg(43Kb) · 0432658.jpg(27Kb)
 
ТымфДата: Вторник, 29.12.2015, 18:47 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 2616
Имя: Андрей
Награды: 3
Статус: Offline
Для полноты подборки - современная продукция завода. Провожали сегодня товарища, работавшего у нас с начала создания отдела, но со временем выросшего по основной профессии (программирование) до уровня, оставившего всё,
что мы можем предложить, далеко позади. Покупая ему подарок на память, воспользовался случаем протестировать магазин Императорского Фарфорового Завода на Большой Конюшенной. Результат - на маленькой фотоподборке:

Пакетик :)



Коробочка



Бумажная упаковка (с историческими клеймами завода)

Прикрепления: 9600929.jpg(106Kb) · 6887746.jpg(143Kb) · 2684709.jpg(97Kb)
 
ТымфДата: Вторник, 29.12.2015, 18:55 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 2616
Имя: Андрей
Награды: 3
Статус: Offline
Сам подарок



Особенно нравится, что все пары с разным узором, не перепутаешь, чья где :)



Постарались найти изображение видов окрестностей Марсова Поля, где была 1-ая "штаб-квартира". Автор - художник ИФЗ, Шуляк Галина Дмитриевна вот её страничка на сайте завода.



Прикрепления: 5991000.jpg(110Kb) · 9565125.jpg(129Kb) · 5534085.jpg(28Kb) · 8462807.jpg(41Kb)
 
ТымфДата: Вторник, 29.12.2015, 18:59 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 2616
Имя: Андрей
Награды: 3
Статус: Offline
И в завершение, после современного клейма с чашек, страничка с историей завода с его официального сайта, думается, это тот случай, когда переживать за стабильность информации и сайта не очень осмысленно :)



История ИФЗ на официальном сайте завода.
Прикрепления: 3551031.jpg(62Kb)
 
ШтирлицДата: Суббота, 26.03.2016, 21:10 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 3879
Имя: Игорь
Награды: 8
Статус: Offline
Кружка в пару к той, что в посте № 4.


Прикрепления: 1048399.jpg(41Kb) · 1240124.jpg(26Kb)
 
MadameДата: Четверг, 31.03.2016, 21:47 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 343
Имя: Наталья
Награды: 0
Статус: Offline
Предметы из сервиза, выполненного по заказу императрицы Екатерины II

 
MadameДата: Четверг, 31.03.2016, 23:31 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 343
Имя: Наталья
Награды: 0
Статус: Offline
Рене Рудольфовна ОКоннель-Михайловская

Художник-керамист, график, театральный художник.

Родилась в 1891 г. в Париже (по другой версии в Петербурге).


Биография из разных источников по крупицам:

Из записок Максима Сырникова:
"Когда-то в начале века молодая художница Рене приехала в Россию и осталась здесь навсегда.
В 1912 году, когда ей стукнуло 21, Рене вышла замуж за Ивана Яковлевича Билибина. По большой любви, как говорили.
А в 1917 они развелись. Билибин выехал в эмиграцию, а она вскоре вышла замуж за моего двоюродного деда и родила ему двоих детей...
Эту фамилию можно увидеть в экспозиции фарфора Русского музея. Люди, небось, удивляются - фарфор-то русский (у неё и стиль был традиционно-русский), а фамилия автора - не то русско-ирландская, не то ирландско-польская.
За заграничное происхождение она, разумеется, получила срок. После которого находилась до 1953 года в сибирской ссылке. А дети её умерли в Блокаду.
Из родных не по-мужу у неё был какой-то племянник в Париже, говорили - известный кинорежиссёр. Перед самой её смертью он прислал Рене приглашение, чтобы закончила она свои дни на Родине. Но у неё к тому времени уже были свои представления о том, где её Родина...
Ну и меня иногда приводили в тот дом на Гаврской улице. Предупреждали, чтобы вёл себя тихо и вообще. Много картин висело по стенам, фарфора всякого.
"

"Родной дед художницы был ирландским патриотом, его звали Даниэль О`Коннель. Рене Рудольфовна родилась в Париже, а около 1910 г. приехала в Россию. В детстве училась в мастерской Егорова, чуть позже – у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств, после окончания которой стала ее преподавателем. Много работала в области живописи и графики, а также изучала искусство в Италии, Франции, Германии, Венгрии.
В 1912 году стала второй женой И.Я. Билибина, но супруги разошлись в 1917.
В период первой мировой возрастает интерес к национальным истокам искусства: Рерих, Билибин, Добужинский создают полотна в русском стиле, изучая народные промыслы. Рене увлекается русским костюмом и создает ряд эскизов к театральным постановкам, а так же становится одной из создателей моды, основанной на русских национальных традициях. Лето проводит на даче в Крыму, где знакомится с топографом, сыном Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906), Сергеем, после 17-го года ставшим ее вторым мужем. В браке с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927) родила дочь и сына
."

"Интерес к прикладному искусству ее, и подругу по школе Попову (Питц), приводит в мастерские Ленинградского фарфорового завода, где до сих пор хранятся ее работы по фарфору. 1922—1932 гг. — на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, в 1950-х годах — на Дулевском заводе. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. работала на ЗИКе, дала ряд образцов росписи пловниц (кобальтовые цветочные мотивы, полихромные фрукты), а также рисунков для деколи. Продолжает активное участие в культурной жизни Ленинграда, сближается с учениками Филонова, знакомится с Хармсом. В 1941 году состоялась ее последняя выставка, где были представлены в основном ее росписи по фарфору и керамике."

"Много лет Рене Рудольфовна отдала Императорскому фарфоровому заводу. После революции, в основном, занималась художественной керамикой, была дружна с учениками П.Н. Филонова – А. Порет, Т. Глебовой, В. Сулимо-Самуйлло. В середине 1930-х гг. была репрессирована, в ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде, где работала на фарфоровом заводе. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. работала на ЗИКе, дала ряд образцов росписи пловниц (кобальтовые цветочные мотивы, полихромные фрукты), а также рисунков для деколи."

"Судьба Рене Рудольфовны сложилась трагически. После Билибина она вышла замуж за Михайловского, ближайшего родственника известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. У них родились дочка и сын. В годы репрессий она сидела, была в ссылке. В это время сын был оставлен на поруки у одной её подруги в Ленинграде. Как только появилась возможность — она выписала сына, ещё подростка, к себе. Но получила сильнейший удар — сын совсем немного не доехал до неё на поезде - во время одной из остановок утонул, купаясь в реке. Так что она смогла встретить лишь его тело... Дочь страшно, трагически погибла во время блокады.
В ссылке Рене Рудольфовна вышла замуж ещё раз - на этот раз за немца-врача. Она была очень красива многие годы.
"

Из воспоминаний Безпаловой-Михалевой Тамары Николаевны
"Обо мне и о моих товарищах":

..."Художник Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская, несмотря на свой уже далеко за средний возраст, была необыкновенно привлекательна, обладала стройной гибкой фигурой с золотыми волосами и фиалковыми глазами.
При мне она работала недолго, и покинула завод до ухода главного художника И.Г. Михайлова из-за какого-то конфликта с администрацией.
Будучи еще совсем юной, Рэне Рудольфовна вышла замуж за своего учителя композиции и графики в школе Общества поощрения художеств — художника И.Я. Билибина.
В 1917 году И.Я. Билибин уехал за границу, и они встретились только в 1936 году в театре на премьере «Царя Салтана» в оформлении Билибина и его новой жены Щекотихиной.
Судьба Рэне Рудольфовны сложилась так, что ей пришлось на долгий срок покинуть Ленинград.
Во время блокады Ленинграда у Рэне Рудольфовны погибли двое детей — дочь, лет 20–21 и подросток-сын, оставленные на попечение пожилой родственницы.
По неизвестным мне причинам Рэне Рудольфовну не приняли в Художественную лабораторию завода им. Ломоносова, и она некоторое время работала художником на Дулевском фарфоровом заводе, где бессменным главным художником был П.В. Леонов.
Жили мы по соседству друг с другом, и я иногда навещала ее и ее мужа — врача по профессии, который вскоре умер.
Рэне Рудольфовна всегда радовалась моему приходу и очень сетовала на то, что уже не может работать ни в фарфоре, ни в керамике, хотя экспериментальные керамические мастерские находились возле самого ее дома.
Рэне Рудольфовна рассказывала мне, что ее родители — отец и мать, были тренерами по теннису, и сама она в молодости любила эту игру.
В Париже у Рэне Рудольфовны жил ее старший брат. Он приезжал один раз в Ленинград, чтобы ее навестить. Иногда он присылал ей небольшие вещевые посылки.
Рэне Рудольфовна написала большую статью — воспоминания о художнике И.Я. Билибине. Статья эта, «Художник и человек», была помещена в сборнике «Статьи, письма и воспоминания И.Я. Билибина». Изд. Художник РСФСР, Ленинград, 1970 г
."...

Умерла в 1981 году.



Фото её работ для ЛФЗ в сети найти не удалось, к сожалению. Нужно будет выбраться в музей.
 
MadameДата: Четверг, 31.03.2016, 23:42 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 343
Имя: Наталья
Награды: 0
Статус: Offline
Не знаю, можно ли сюда вставлять видео, дам ссылки на ролики.

Императорский фарфоровый завод. 1часть - https://youtu.be/U5RHlYBAF4E
Императорский фарфоровый завод. 2часть - https://youtu.be/OEjUi4IkTGY
Галилео - https://youtu.be/rALeuokLGhQ
Передача "Доброе утро" на Первом канале - https://youtu.be/TOIYcwpDzLU
 
w_ladyДата: Понедельник, 19.09.2016, 11:57 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 309
Имя: Ирина
Награды: 3
Статус: Offline
Подарили мне в этом году на день Рождения замечательную пару.
Я думаю, посвещена последнему прижизненному изданию "Евгения Онегина" (ну не смерти же Пушкина?!)







Блюдце и чашка работы разных мастеров (о чем говорят именники)



Прикрепления: 5363945.jpg(39Kb) · 1183012.jpg(33Kb) · 2103172.jpg(40Kb) · 7938334.jpg(10Kb) · 3177159.jpg(13Kb)


Сообщение отредактировал w_lady - Понедельник, 19.09.2016, 12:03
 
w_ladyДата: Воскресенье, 25.09.2016, 15:27 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 309
Имя: Ирина
Награды: 3
Статус: Offline
Начинают попадаться интересные вещи.

Ваза "Раскидные веточки"
форма "2640", автор - Яковлева С.Е., высота - 18 см, 1930-е гг.,
автор росписи - Городецкий В.М., 1962 г.,

Прикрепления: 7521779.jpg(32Kb)
 
w_ladyДата: Воскресенье, 25.09.2016, 15:47 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 309
Имя: Ирина
Награды: 3
Статус: Offline
Городецкий Владимир Михайлович ( 1924 - 1977 )



Художник, фарфорист. Мастер росписи по фарфору, засл. худ. РСФСР (1970), чл.-корр. АХ СССР (1975). Жил в Ленинграде. Участник войны. Учился в худ. студии (1938-41), позднее в живописной мастерской ЛФЗ. С 1947 художник, в 1976-77 гл. художник ЛФЗ. Декоративные сосуды и бытовая посуда с сюжетной и орнаментальной подглазурной росписью.



Как вспоминает о Городецком К. Михайловская, Городецкий не хотел, чтобы о нем писали как о человеке. Ни о чем он не хотел говорить: ни о войне, ни о детстве, ни о том, что с чего начиналась его работа. Изучать личную жизнь художника, по его мнению, все равно, что вскрыть прекрасную птицу, чтобы , как она сделана. Как-то он привел такой пример. «Делакруа пригласили на прием. Он отклонил предложение. Ему сказали: «Там будет князь Меттерних и австрийский посланник». Он ответил: «Для меня это всего лишь сочетание синего и красного цветов». У одного был синий мундир, у другого – красный. Для вас это люди, обуреваемые страстями, высокими и низкими, а для него – сочетание цветовых пятен. Для искусства не имеет решительно никакого значения, что с художником происходит, умерла ли у него мама, женился ли он, на что покупает холсты, -- все это неважно. Моя биография укладывается в очень простые вещи: детство, потом война, потом я пришел на завод. И вот всю жизнь здесь работаю»…

Но…не могу не написать о чертах Владимира Михайловича, которые помогли мне глубже постичь его личность и творчество.

Городецкого очень влекла природа. «Пустынные луга, пустынные леса, тишина стоит сказочная – это время не для потребителей – это самое удивительное время. У меня вообще самые любимые месяца это март и апрель – они удивительно совпадают с моими чувствами… Когда меня ранили, я потерял сознание. Пришел в себя, открываю глаза и вижу – мох, такие мохнатенькие зеленые травинки, а между ним просвечивается ярко-коричневая каша, и полированные листки брусники – все это живет, пахнет, там жучки всякие ползают…Нет, я не хотел быть убитым».

После войны он попал на завод. Там Владимир Михайлович изучал не только технику подглазурной живописи, но и все техники фарфора. Кроме того, он изучал шрифты, оформление и декорирование древних книг. В записных книжках художника были сотни, тысячи, десятки тысяч рисунков. «Городецкий увлекался костюмом, делал эскизы, которые никто не видел и которые он никуда не предлагал. Его альбом был просто набит техниками живописи, и темпера, и масло, и живопись восковыми красками, как писались фаюмские портреты. Он изучал японскую систему рисования, рисовал по рисовой бумаге, и по мокрому, и по торшону, и по ватману, и полуватману, пользовался самыми разными карандашами и красками, рисовал чернилами дубовых орешков, гусиными перьями. Городецкий разыскал древнеиндийские трактаты о живописи и сам проделал все, о чем написано. Потом он вроде бы забывал об этом, занимался своей подглазурной живописью и был ей поглощен, но эти побочные занятия не испарялись, они оседали внутри золотой пыльцой опыта и культуры. Эта культура не была почерпнута в лекциях профессоров и в нескольких днях сидения в библиотеке перед экзаменом. Это было настоящее золото, ради которого он сам, своими руками и мозгами промыл тонны золотоносного песка».
Прикрепления: 1223182.jpg(13Kb) · 6650774.jpg(26Kb)


Сообщение отредактировал w_lady - Воскресенье, 25.09.2016, 15:47
 
Форум » Полезная информация » Фарфоровые заводы/ фабрики » Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ) (Он же в СССР Ленинградский Фарфоровый Завод (ЛФЗ))
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Steclub.ru © 2011 - 2017

Пятница, 15.12.2017г.