Стекольный Завод А.X. Мазе - Форум коллекционеров старинного стекла
Клуб коллекционеров старинного стекла
Главная | Стекольный Завод А.X. Мазе - Форум | Регистрация | Вход
Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Есаул 
Форум » Полезная информация » Стекольные заводы/ фабрики » Стекольный Завод А.X. Мазе (Минск)
Стекольный Завод А.X. Мазе
ТымфДата: Понедельник, 14.03.2016, 16:48 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 2667
Награды: 3
Статус: Offline
Стекольный Завод А.X. Мазе, ранее Стекольный Завод Г.Я. Сыркина.

Был расположен: Добромысленский пер., дом Эйдельберга. Стекольный завод Г.Я. Сыркина открылся в 1899 году в связи с ростом спроса на стеклянную тару после введения государственной винной монополии (1896), запретившей продажу спиртных напитков на розлив. Совладельцами Сыркина являлись М.Е. Эйдельберг и Б.А. Калецкий. Здесь трудилось 96 рабочих. Завод был оснащен керосиновым двигателем мощностью 11 лошадиных сил, стекловаренной и 5 закальными печами. Действовало шлифовальное отделение.

Продержавшись менее 2 лет, предприниматели разорились. Предприятие перешло в руки А.X. Мазе, который в 1902 году возобновил производство со штатом рабочих в 60 человек. В первый год было произведено оконного стекла, пивных и винных бутылок на 62,8 тысячи рублей. В 1904-1907 годах предприятие бездействовало. В 1913-м трудилось 56 рабочих, выпущено продукции на 88,3 тысячи рублей. В 1914 году, испытывая денежные затруднения, Мазе вступил в товарищество с братьями Смиловичами, но дела не налаживались, и в 1916 году завод закрылся. Здание находилось в районе современного завод «Калибр».

Источник: Страницы жизни дореволюционного города. Минск, 1990, авторы - Шибеко З.В., Шибеко С.Ф.

З.Ы. Из ответа в ЖЖ минчанина Вадима Зеленкова, от Инны Иосифовны Степурко, которую, увы, уже не расспросить:"До войны мама и папа работали
на нём, его разбомбили, а после войны его уже не было, не восстанавливали. После войны, помню, братья в пожарище находили и приносили домой маленькие бутылочки - шкалики, которые поражали моё детское воображение своими размерами. Кстати, до сих пор неравнодушна к стекольно-бутылочной посуде. И ещё, после войны к маме всё приходили бывшие сотрудники завода, просили засвидетельствовать их стаж работы на заводе через суд, т.к. архив сгорел
в бомбёжке".

Там после короткого обсуждения Вадим Зеленков утверждает, что убедился - "Нет, всё правильно. "Ваш" завод - Сыркина" [а не Ботвинника]. Я осторожно оговорюсь, что надо помнить, что мы имеем дело с детскими воспоминаниях женщины, родившейся перед войной, но считаю свидетельство вполне достоверным. В отличие от вывода Зеленкова. Сама Инна Иосифовна очень осторожна в формулировках, привожу диалог полностью, начиная с вопроса Вадима Зеленкова:
- "Спасибо! Это тот, на месте которого завод "Калибр"?"

- "А что они разные бывают? На фото конец стрелки как-то далеко от Стекольного переулка. Мне кажется, он действительно был на месте нынешнего Калибра, который построили на месте послевоенного Прибороремонтного
завода, где я год работала после школы".

- "До революции их тут было как минимум два: один (Ботвинника) примерно в 9 доме по Фабрициуса и второй (Сыркина) по Добромысленскому переулку, который, возможно, и заворачивал влево".

- "Тогда не знаю. Я родилась после революции:-), а и незадолго до начала войны. Так что помню, что говорили, что завод был где-то в конце Проводной, а на Фабрициуса были задворки молочного завода.
Верьте документам. Мир этого свидетеля был узок и недостоверен - одни косвенные воспоминания. А спросить уже не у кого. Может сестра помнит, да мы с ней никак не встретимся последнее время - не долетела".

- "Нет, все правильно. "Ваш" завод - Сыркина, посмотрю потом по той аэрофотосъемке..."

Выделил осторожные формулировки Инны Иосифовны и реплики Вадима "...на месте которого", хотя в книге указывают "в районе современного завод «Калибр»". Адрес бышего завода Ботвинника - Фабрициуса, 9, адрес завода
"Калибр" - Фабрициуса, 8, завод Сыркина, а впоследствии Мазе был расположен в Добромысленском переулке, расположенном и тогда перпендикулярно улице, ныне носящей имя Фабрициуса, но прежде он, возможно, продолжался
за улицей Фабрициуса, через территорию, впоследствии занятую заводом "Калибр". Два завода были расположены рядом, думается по транспортным соображениям, так дешевле обходился подвоз сырья и вывоз готовой продукции
для каждого из них, ж/д вокзал совсем рядом. Так что оба завода были "в районе современного завода «Калибр»" и для того, чтобы уверенно говорить о том, что родители Анны Иосифовны работали не на "Пролетарии",
о котором нам известно, что он работал до 1941-го, а на "наследнике" завода Сыркина/Мазе, нет никаких оснований.

Учитывая, насколько близко располагались заводы, логичнее предположить, что необходимые для работы и дополняющие друг друга производственные корпуса были объединены на базе одного завода, чтобы сэкономить
на управлении и количестве работников. Но это останется в области догадок до обнаружения других свидетельств, поскольку архив завода (предположу, что речь всё же о стеклозаводе "Пролетарий") "сгорел в бомбёжке".
Чтобы нагляднее пояснить сложность сопоставления довоенных и послевоенных зданий в Минске, просто помещу один из снимков разрушений, произведённых в городе войной.

Прикрепления: 2431576.jpg(133Kb)
 
vadim_i_zДата: Суббота, 26.03.2016, 20:59 | Сообщение # 2
Группа: Балласт
Сообщений: 1
Награды: 0
Статус: Offline
Мою собеседницу звали Инна Иосифовна, а не Анна.
Не думаю, что заводы были настолько крупными, чтобы требовалось подвозить сырье и вывозить продукцию по железной дороге.
Прибороремонтный завод возник после войны как раз на базе "Пролетария".
 
ТымфДата: Воскресенье, 27.03.2016, 19:39 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2667
Награды: 3
Статус: Offline
vadim_i_z, Здравствуйте, спасибо большое за подсказку, поправил, вот же глаз замылен был, в одном месте ошибся и везде написал неверно "Анна" gentleman
Что до завода, если вы уверены в том, что речь о заводе Сыркина, рад буду новым аргументам, на "пикировку" мою внимания не обращайте, она ради выяснения истины, а не для самоутверждения за ваш счёт smile Я сам родом
из Белоруссии, в Минске учился, с местностью знаком очень хорошо - в Октябрьское РОВД загремел по 1-му декрету А.Г. Приехав к другу на свадьбу, разменял на вокзале доллары, чтоб купить цветов, было рано и обменники
не работали, насколько в Минске с этим стало строго, тогда ещё не знал. Оказалось, что менялу этого выслеживали, просто "повезло", вместо свадьбы посидел на Фабрициуса, 8 smile

А насчёт "логистики" - производство на раннесоветских заводах сейчас принято высмеивать и недооценивать, чаще всего незаслуженно. Учитывая относительно малое количество производств, работали они очень интенсивно и,
естественно, использовали огромное количество ресурсов, как для выработки энергии, так и в смысле сырья для изготовления продукции.

Для понимания масштабов перевозок привожу выдержку из документа Совнархоза "О стекольной промышленности Народного комиссариата лёгкой промышленности" от 02.04.34.

"...3. Для обеспечения программы производства на 1934 г. обязать:

а) Народный комиссариат лёгкой промышленности Союза ССР обеспечить стекольную промышленность в 1934 г. глинами собственных разработок в количестве 80 тыс. тонн (в том числе глиной первого сорта в количестве не менее 38 тыс. тонн), обезвоженным сульфатом Аральских разработок в количестве 50 тыс. тонн, динасом производства Лисичанского завода в количестве 3 тыс. тонн и капсюльным боем с фарфоровых фабрик в количестве 8 тыс. тонн.

б) Народный комиссариат лёгкой промышленности Союза ССР организовать сбор и закупку стекольного боя на предприятиях и в хозяйствах потребляющих стекольную продукцию (спиртоводочные и пивоваренные заводы, строительства и т. п.), с тем, чтобы в 1934 г. заготовить не менее 25 тыс. тонн боя.

в) Народный комиссариат тяжёлой промышленности отпустить в 1934 г. для стекольной промышленности Народного комиссариата лёгкой промышленности Союза ССР 2040 тонн фасонного динаса, 7,5 тыс. тонн неответственного шамота, 60 тыс. тонн кальцинированной соды, 40 тыс. тонн обогащенного карабугазского сульфата и 18 тыс. кв. метров зеркального стекла для Ленинградской фабрики.

4. Предложить Народному комиссариату лёгкой промышленности Союза ССР и советам народных комиссаров УССР и БССР, Московскому, Ивановскому, Западному и Ленинградскому областным исполнительным комитетам и Горьковскому краевому исполнительному комитету заготовить на лесосеках, отведённых Народным комиссариатом лесной промышленности для стекольной промышленности, 1758 тыс. кбм дров, обеспечив вывозку на заводы до 15 апреля 1934 г. не менее 60% годовой потребности.

Выработать в течение торфяного сезона 1934 г. на торфяных болотах, выделенных Союзторфом в распоряжение лёгкой промышленности, не менее 251 тыс. тонн торфа.

5. Обязать Народный комиссариат лёгкой промышленности Союза ССР, не ограничиваясь мероприятиями на 1934 г., уделить особое внимание вопросу организации собственной сырьевой и топливной базы для стекольных заводов, в частности:

а) расширить и упорядочить разработки сульфата и глины, организовать её сортировку и провести необходимые меры по механизации добычи с тем, чтобы к концу 1935 г. целиком базироваться на глинах собственного производства;
...
в) совместно с Народным комиссариатом лесной промышленности, Народным комиссариатом тяжёлой промышленности, советами народных комиссаров республик и исполнительными комитетами краёв и областей, в месячный срок выделить и передать в непосредственное ведение стекольных заводов и трестов необходимое количество лесных делянок и торфоразработок, обеспечивающих бесперебойное снабжение заводов топливом;

г) обеспечить к 1935 г. все заводы, за исключением заводов Украины, Северного Кавказа и завода «Пролетарий» в БССР, местным топливом собственных разработок;

д) организовать работу по снабжению топливом заводов таким образом, чтобы каждый завод имел нормальные (4—6 мес.) запасы дров или торфа".

Только завод "Беларусь" требовал бутылок столько, что завоз сырья для их изготовления и последующая транспортировка не ж.д. транспортом выглядит крайне проблематичной. Вот здесь можно немного почитать о "Белгоспищетресте", у которого даже в Москве было в 1927 году 5 "Пивных столовых". А только ли бочковое пиво туда завозилось? Даже если так, на страничке приведен объём выпускаемой заводом
"Беларусь" продукции, даже 20-ая её часть обеспечила бы крупный раннесоветский стеклозавод гарантированной загрузкой, а ведь "Беларусь выпускала не только пиво, да и пивная бутылка - не единственная продукция стеклозаводов. Так что железная дорога - очень к месту, мне кажется.

Но буду рад любому уточнению, и любой информации, недостаток которой и по этому и по другим заводам весьма ощутим. И спасибо вам за то интервью с Инной Иосифовной, которое пусть и чуть-чуть информации, но добавило gentleman
 
Форум » Полезная информация » Стекольные заводы/ фабрики » Стекольный Завод А.X. Мазе (Минск)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Steclub.ru © 2011 - 2016

Понедельник, 05.12.2016г.